Facebook, продукт компании Meta - признано экстремисткой организацией и запрещено в России.

Facebook, а также ряд других платформ, включая Twitter и Google, отчитались перед Еврокомиссией по вопросу борьбы с фейковыми новостями в рамках глобальной кампании, запущенной пресс-службой ЕК в преддверии грядущих выборов в Европарламент.
В отчете, опубликованном 23 апреля, говорится о том, что сотрудники Фейсбука выявили аж восемь скоординированных сетей, деятельность которых была направлена на распространение фейковой информации внутри ФБ. Никого не удивило, что корни половины из этих сетей тянулись из России, остальные – из Косово и Северной Македонии. Речь, само собой, не идет о накрутке лайков в Фейсбук в коммерческом аспекте, хотя очевидно, что «сети дезинформации» могут пользоваться подобными методами продвижения.
По данным журналистов RT, существует целый ряд организаций, которые получают средства от таких ребят как Джордж Сорос и даже от правительства США, в обмен формируя новостную ленту социальных сетей, в частности – Facebook. Но, внимание, это открытые организации, которые как раз и занимаются выявлением фейковых новостей и, по сути, «чисткой» соцсетей!
То есть идея, как обычно, благородная, вот только эти самые организации в единоличном порядке решают, что показывать пользователям, а что – нет, и отчитываются они только перед правительством. Причем расследование RT выявило факты, которые позволяют утверждать, что речь идет о скрытом инструменте цензуры, деятельность которого реально направлена на борьбу с инакомыслием в Сети.
Откуда ноги растут
На самом деле, проблема появилась не вчера, хотя и не так давно, чтобы общественность уже успела повозмущаться. Все началось в октябре 2018 года, когда Еврокомиссия утвердила «Свод практических правил» по противодействию дезинформации на социальных площадках. К этому своду на добровольной основе присоединились уже упомянутые Facebook, Google, Twitter и ряд других ресурсов.
В декабре 2018-о ЕК принял «План действий по борьбе с дезинформацией», в основу которого легли вышеозначенные Правила. В пресс-службе Еврокомиссии пояснили, что речь идет о формировании инструментов, которые позволят пользователям социальных сетей получать только объективную информацию из надежных источников. В руководстве Facebook подтвердили, что фактчекинг (проверка новостей) – ключевое направление сотрудничества с ЕК.
Но фактически все началось еще раньше, и вы уже, наверное, поняли, когда именно – в 2016 году, когда Фейсбук обвинили в массовой публикации фейковых новостей с целью повлиять на президентские выборы в США. И тут уже речь шла не о накрутке подписчиков в Фейсбук, так как бедняку Марка Цукерберга за тот скандала планируется даже сместить с пласта главы Совета директоров.
Этот инцидент важен потому, что он развязал руки Международной сети проверки фактов (International Fact-Checking Network — IFCN). Ранее эта сеть позиционировалась как независимая, но сфокусировалась на работе с Facebook по прямому указанию госаппарата США, так что теперь утверждение о ее независимости выглядит, мягко говоря, сомнительно. Тем более, что именно эта организация занимается проверками для Еврокомиссии.
К сути вопроса
Расследование RT по данным пресс-службы Еврокомиссии наглядно показало, как далеки реальные механизмы фактчекинга на Facebook от понятий независимости и объективности. Сам ФБ использует довольно простой алгоритм – «сомнительные» новости ранжируются ниже, а если источник определяется как фейковый дважды – назначается его проверка в контексте монетизации. То есть страницы, продвигаемые при помощи услуг типа «накрутки друзей на Фейсбук», остаются вне поля зрения, пока не выявлено, что «им за это заплатили».
При этом большую часть работы по выявлению «неблагонадежных элементов» Фейсбук поручает аутсорсинговым компаниям, это уже упомянутая IFCN, а также Poynter Institute for Media Studies – проект Госдепа США, который дожидался своего часа с 2015 года. При этом попасть на проверку новость может двумя путями – либо через автоматический сервис ФБ, который формирует список «сомнительных» публикаций на основании негативных отзывов, либо по решению экспертной комиссии, и тут уже все индивидуально.
В Poynter Institute for Media Studies заявили, что действующие механизмы позволяют снизить количество показов фейковой новости на 80%. Понятно, что все это еще проходит обкатку, но уже сейчас понятно, к чему движется Facebook и какая его в будущем ждет «независимость».
Справедливости ради отметим, что в РФ с фактчекингом все гораздо проще. Площадки, которые массово распространяют фейковые (читай – нежелательные, а для кого – другой вопрос) новости, просто закрываются по решению Генпрокуратуры, как это уже было с «Голосом Америки» и «Радио Свобода», которых признали иностранными агентами. Соцсети, конечно, другой вопрос, но опыт ФБ не пропадет втуне, это точно.