Со 2 марта в социальной сети Вконтакте стали массово появляться новостные посты о десятках тысяч зараженных короновирусом на территории Российской Федерации. Учитывая, что федеральные СМИ подобной информации не дают, многие пользователи были обеспокоены тем фактом, что стало невозможно отличить правду от вымысла.
В минувшие выходные Роскомнадзор потребовал от администрации Вконтакте удалить все фейковые (ложные) сведения о коронавирусе с площадки. Соцсеть оперативно выполнила требование Генпрокуратуры, удалив все посты о короновирусе с неподтвержденным содержанием и даже заблокировав несколько сообществ и аккаунтов за распространение фейковой информации.
На данный момент по запросу «короновирус» поисковая выдача Вконтакте действительно не дает вообще никаких новостей по РФ. Есть новости из Украины и других стран, но не по России. При этом в РКН также заявили, что аналогичное требование было направлено администрации Фейсбук и американская площадка строго выполнила предписание. Сейчас в ФБ действительно нет никаких новостей о тысячах заразившихся, более того – в ру-сегменте налицо активная пропаганда полной готовности Минздрава к тотальной эпидемии (если она вдруг начнется).
Как фейки используются для продвижения?
Сегодня накрутка подписчиков Вконтакте и другие SMM услуги по-прежнему востребованы, потому что продвижение на площадке дает в перспективе обширные возможности по монетизации. Что касается накрутки лайков в ВК и искусственного увеличения других показателей сообщества или персональной страницы, то эти механизмы выступают одним из краеугольных камней продвижения как такового. Однако сейчас не об этом.
Накрутку комментариев Вконтакте многие считают «серым» методом продвижения, однако он работает и его используют абсолютно все, даже те, кто лицемерно заявляет, что все его 100 тысяч подписчиков – реальные пользователи. На самом деле число накрученных ботов составляет порой до 30% и даже больше от общего объема фолловеров популярных сообществ.
С фейковыми новостями ситуация иная. Когда благодаря накрутке репостов Вконтакте и другим методам продвижения сообщество получило некоторую популярность, ему требуется новый импульс развития. Фейковые новости по хайповым темам могут стать идеальным вариантом такого импульса. Потому что любые сенсационные новости (даже если их сенсационность преувеличена или надумана) всегда привлекают внимания больше, чем информация любого другого плана. И это естественно – сегодня мы получаем огромные объемы текстовых, аудио- и видео- данных, так что становится крайне сложно отличить правдивые сведения от ложных. А что-то необычное, выбивающееся из общей канвы, закономерно притягивает к себе взгляд.
Та же накрутка подписчиков ВК не несет никакой угрозы, а вот фейковые новости могут быть действительно опасны для общества. Например, хайп вокруг короновируса – он может быть полезен фармацевтическим компаниям, которые выпускают марлевые маски. И после первых новостей люди буквально «ломанулись» покупать эти маски, так что склады резко опустели. Мы уже видели подобное несколько лет назад в связи с масштабной компанией об «исключительной эффективности» АРБИДОЛа (который в действительности не имеет ни одного подтверждающего испытания).
Паника в соцсетях сегодня может быстро перерасти в панику на городских улицах, поэтому ультимативное требование Роскомнадзора выглядит действительно логичным. Многие сейчас верят, что официальные СМИ просто скрывают правду, но даже если это было бы так, маловероятно, что всеобщая паника помогла бы ситуации.
Между тем, наряду с накруткой комментариев ВК распространение фейковых новостей по-прежнему остается одним из основных механизмов продвижения на площадке. И это справедливо не только для Вконтакте, любая социальная сеть работает сейчас по тем же принципам, включая даже видохостинги. Исключение составляют сайты вроде Пикабу, где контент не только генерируется пользователями, но и ранжируется ими же. А так как уровень общей адекватности на Пикабу все еще довольно высок, фейковые новости там никогда не попадают в «Горячие» и активно минусуются.
Почему не стоит использовать фейковые новости для продвижения?
Потому что если с накруткой подписчиков в ВК нет никаких проблем, то распространение фейковых сведений может стать причиной бана. Ведь с недавнего времени на площадке любой может пожаловаться на ваши посты, группу или страницу и после проверки сведений модераторами (либо в случае многочисленных жалоб от разных пользователей) вас блокируют, что называется, без суда и следствия. Накрутить лайки VK гораздо безопаснее и привлекает не меньше внимания. Поэтому от фейков лучше воздержаться, тем более, что есть другие методы.