Facebook, продукт компании Meta - признано экстремисткой организацией и запрещено в России.

Единый день голосования прошел в РФ 8 сентября. Согласно актуальному законодательству, день, предшествующий выборам, объявляется Днем тишины – в течение суток в средствах массовой информации запрещена любая агитационная деятельность, но не публикации материалов на политические темы в целом.

Уже на следующий день (9 сентября) руководство Роскомнадзора в лице Александра Жарова заявило, что в ведомство была направлена информация, согласно которой Facebook публиковал рекламу на политические темы в День тишины. Жаров отметил, что ФБ заблокировало аккаунт Мосгоризбиркома якобы по причине обращения к администрации площадки одного из членов этой организации. В действительности, о самом обращении ничего не известно, а аккаунт Мосгоризбиркома в данный момент функционирует без всяких банов.

Жаров заявил о двойных стандартах в отношении политического контента в русскоязычном сегменте ФБ, что, по его мнению, является прямой попыткой повлиять на голосование граждан. Также (со ссылкой на Reuters) отмечалось, что 6 сентября РКН официально направил запросы в ФБ и Гугл с просьбой исключить соответствующую рекламу на площадках 7 и 8 сентября.

Жаров сделал упор на том, что реклама Гугл и Яндекс в День выборов и за день до него кардинально отличалась, что также якобы указывает на попытку Гугл повлиять на результаты народного голосования. В официальном ответе Facebook говорится, что, согласно правилам площадки, ответственность за нарушение избирательного законодательства лежит не на соцсети, а на рекламодателе, который размещает искомый контент. Google также дали официальный ответ, в котором говорится, что компания полностью поддерживает местное законодательство и не намерена ему противоречить.

К сути вопроса и в контексте продвижения

Учитывая заявления Роскомнадзора, которые на данный момент объективно не подкреплены никакими статистическими данными или конкретными фактами размещения пропагандистской рекламы, эксперты говорят о том, что тенденция может получить развитие, но – в другом ключе.

Заблокировать ФБ и Гугл РКН не рискнет ни в каком виде, тем более, что еще свеж опыт с Телеграм. Однако технически накрутка подписчиков в Фейсбук, накрутка лайков в Фейсбук и другие аналогичные услуги могут быть расценены именно как противоправная деятельность – если эти накрутки будут применяться к пропагандистскому контенту или в отношении сообщества, которое такой контент публикует. Сейчас ситуация рассматривается конкретно на примере Дня тишины, потому что с ним связан прецедент, но потенциально речь может пойти о политической пропаганде как таковой.

В связи с этим встает вопрос – не может ли РНК попытаться предъявить запрещающие требования к SMM-сервисам, которые предлагают купить подписчиков на Фейсбук, купить лайки на Фейсбук и другие платные услуги, связанные с продвижением? Теоретически – может, потому что теоретически Роскомнадзор может все. Но юридически подобные требования могут быть предъявлены скорее к конкретным аккаунтам и сообществам, или даже к площадке как таковой, что видно из информационного повода.

Поэтому если у вас группа в ФБ, посвященная вопросам политики, будьте внимательны к контенту, который публикуете. Сам Фейсбук едва ли проявит к вам интерес, но РКН – вполне, а по его заявлению ФБ может и группу заблокировать. Ведь именно об этом говорило руководство Гугл – о том, что не намерено нарушать местное избирательное законодательство.

Сам прецедент не сказать, чтобы критически яркий и в новостной ленте значительно уступает той же блокировке аккаунта Симоньян (хотя уже сняли, да). Но факт, как говорится, на лицо и РКН едва ли успокоиться, а массовые блокировки, связанные с попыткой настичь неуловимый Телеграм, лишь показывают, что заблокировать кого-то «просто так» для Роскомнадзора не составляет большого труда.

О перспективах ситуации

На данный момент нет никаких оснований полагать, что накрутка может быть опасна с точки зрения блокировки сообщества или привлечения владельца аккаунта к ответственности. Имеющиеся по данному вопросу прецеденты касаются прямых и очевидных случаев нарушения действующего законодательства. Грубо говоря, еще никого не заблокировали и не посадили за публикацию постов на политическую тему в День тишины.

Поэтому накрутка друзей в Фейсбук и другие SMM-услуги едва ли потеряют в популярности, особенно если ваша группа политики либо вообще не касается, либо затрагивает ее лишь косвенно. У новостных групп тоже едва ли могут возникнуть трудности, так что в потенциальной зоне риска остаются лишь политические сообщества, но – именно что в потенциальной. Общая тенденция «подкручивания гаек» имеет место, но пока это совсем не те масштабы, которые могут заставить нас беспокоиться.

фб и google в попытке повлиять на выборы