Мониторинговый центр «Безопасность 2.0» при Общественной палате РФ сообщил, что в период с января по сентябрь 2019 года зафиксировано 423 эпизода кибербуллинга (травля в Интернете), причем речь идет только о случаях, получивших мощный общественный резонанс. Абсолютное большинство эпизодов кибербуллинга по статистике «Безопасности 2.0» приходится на Вконтакте и Ютуб.
Елена Сутормина из Общественной палаты назвала кибербуллинг самым потенциально опасным видом информационных угроз, пояснив, что за аналогичный период 2018 года были зафиксировано всего 105 эпизодов травли в Интернете, то есть в 4 раза меньше, чем в этом году. Если подключать геолокацию, то чаще всего травят в Московской, Ленинградской, Астраханской, Кемеровской, Владимирской, Нижегородской области и в Краснодарском крае.
Пока нет никаких сведений о том, какие меры правительство РФ собирается предпринимать относительно сложившейся ситуации. Также нет информации о планах администрации ВК на этот счет. Однако такие планы очевидно уже разрабатываются, так как Вконтакте довольно оперативно реагирует на подобные угрозы. Примером могут служить предупреждения об отказе от вакцинации, которые теперь автоматически появляются в виде плашки во вконтактовских группах, посвященных этому вопросу.
Кибербуллинг и продвижение
На первый взгляд, кажется, что эти два вопроса абсолютно не связаны между собой. Однако даже такие услуги как накрутка подписчиков на страницу Вконтакте, накрутка подписчиков в группу Вконтакте или возможность купить лайки Вконтакте – все это потенциально имеет целый ряд прямых связей с травлей в Интернете. И все это может непосредственно влиять на продвижение. Сейчас мы подробно поясним, о чем речь.
Дело в том, что зачастую кибербуллинг происходит в отношении популярных пользователей или даже целых сообществ. В тоже время площадкой для кибербуллинга может стать не только ЛС страницы и группы, нередки случаи, когда травля происходит именно на стене сообщества или даже нескольких сообществ. И тут ситуация двоякая. С одной стороны, администратору группы, в которой происходит травля, чисто коммерчески все это выгодно – потому что привлекает активную аудиторию. Однако с человеческой точки зрения это, скажем честно, не совсем правильно, хотя по закону к владельцу группы тут ничего не может быть предъявлено.
То есть если в вашей группе зафиксирован факт кибербуллинга, каких-то санкций со стороны администрации ВК опасаться не стоит, максимум – вас предупредят и, возможно, попросят добавить в администраторы группы представителя ВК, чтобы он мог на официальном уровне предоставить необходимые сведения органам власти. Но это касается лишь самых серьезных ситуаций, где задействуются полиция и суд. В абсолютном большинстве эпизодов травли до такого уровня дело не доходит.
То есть для владельца группы речь идет о хайпе и эффективном приросте аудитории, как если бы вы одновременно заказали массовую накрутку друзей Вконтакте и накрутку лайков Вконтакте на несколько своих постов. Увы, но аудитории подобные ситуации нравятся и вызывают живой интерес. Причем тематика группы почти не имеет значения, это с равным успехом может быть страница бьюти-блогера, стримера-летсплейщика, мастера хендмейда и тд.
Что делать, если в вашей группе происходит кибербуллинг
Если ваша совесть позволит – просто игнорируйте происходящее. И чем масштабнее будет процесс, тем больше аудитории это привлечет. Скорее всего, в ближайшее время количество подписчиков вашей группы вырастет, особенно если пост, где происходит травля, вы поставите в закрепе группы.
Однако мы рекомендуем поступить иначе – сходу заблокировать всех пользователей, участвующих в кибербуллинге. Вполне возможно, что аккаунт-цель также имеет смысл заблокировать, но это адаптивный момент и самое правильное – действовать по ситуации. Вы действительно можете извлечь из такой ситуации выгоду для себя, однако нужно понимать, какая это ответственность.
Дело в том, что из упомянутых «Безопасностью 2.0» 423 эпизодов кибербуллинга 90% завершились психологической травмой объекта травли, а в половине случаев объект получил физические увечья. К счастью, эпизодов, закончившихся гибелью, не зафиксировано, но потенциально такой исход нельзя отрицать, потому что в общей статистике подобные случаи есть. Именно поэтому мы не рекомендуем администраторам сообществ Вконтакте допускать подобное.
Лучше заниматься накруткой опросов Вконтакте, накруткой репостов Вконтакте, параллельно накручивать другие параметры и делать упор на регулярности и качестве контента. Это дает наиболее стабильный приток аудитории, а главное – ваше сообщество никто не будет ассоциировать с кибербуллингом. Ведь хотя это отличный пиар, но все же это черный пиар, самый черный из возможных.