Facebook, продукт компании Meta - признано экстремисткой организацией и запрещено в России.
На минувшей неделе стало известно, что крупнейшие игроки сегмента онлайн-платежей отказываются поддержать Facebook в направлении запуска площадки собственной криптовалютной системы, которая получила броское название Libra. Что удивительно – ранее в СМИ неоднократно появлялась информация о том, что Visa, Mastercard, PayPal и Stripe намерены оказать поддержку новому проекту Марка Цукерберга и предполагают тесное сотрудничество с Facebook по развитию и распространению Libra.
По заявлению представителей Facebook, причина резкой смены ориентиров – в позиции мировых финансовых регуляторов, которые неоднократно высказывались в отношении стрейбкоина от ФБ, который якобы может стать причиной дестабилизации глобальной финансовой системы. Трудно назвать подобное заявление однозначным, тем не менее, несмотря на обстоятельства, Марк Цукерберг в своем заявлении высказался безальтернативно – Фейсбук сейчас бросает все силы на реализацию проекта Libra.
Изначально предполагалось, что Libra выйдет в 2020 году, однако Цукерберг в минувшем интервью не дал конкретных цифр по этому вопросу, пообещав лишь, что ФБ не планирует затягивать с выпуском, так как это не выгодно в первую очередь самой компании. Тут же стоит отметить, что отсутствие поддержки представителей сегмента онлайн-платежей очевидно станет серьезной трудностью на пути развития стрейбкоина ФБ. Нельзя назвать эту задачу непреодолимой, но возникновение подобных проблем уже на старте проекта – не самая выгодная позиция.
Кстати, в официальных заявлениях Visa и других экс-партнеров Facebook по Либре нет ни слова о потенциальной дестабилизации мирового рынка. Зато есть недвусмысленный намек на то, что ФБ неправомерно использует личные данные пользовательских аккаунтов. Учитывая множественные обвинения в отношении ФБ именно по вопросу раскрытия личных данных пользователей, такая позиция вполне справедлива, но что в действительности мотивирует Visa к отказу – сказать сложно.
Libra и ее потенциал для продвижения на площадке
Продвигаться в социальной сети и не взаимодействовать с ее собственной криптовалютой – ситуация практически нереальная. Поэтому очевидно, что помимо накрутки подписчиков на Фейсбук, накрутки друзей на Фейсбук и других SMM услуг с выходом Либры владельцам сообществ предстоит оперативно интегрироваться с этим стрейбкоином.
Как минимум, его можно будет использовать для внутренних транзакций – ведь заказывать таргетинг необходимо любому сообществу, как начинающему, так и прочно занимающему топовые позиции. А проще всего это делать не внешними переводами, а используя внутреннюю валюту – это и быстрее (меньше шагов), и экономически выгоднее (нет дополнительных сборов). Соответственно, Либрой однозначно начнут пользоваться все владельцы групп, нацеленных не на пустое существование, а на прогрессивное развитие.
Есть и другой аспект ситуации. На данный момент сотрудничество с ФБ по сегменту Либры подтвердило немало международных компаний, предоставляющих самые разные услуги. Например, это Uber и Booking.com. Соответственно, для взаимодействия с этими сервисами станет удобнее использовать собственную криптовалюту Фейсбука. Это, опять же, будет технически проще и выгоднее экономически.
Подводя итог, с выходом Libra такие услуги как накрутка лайков на Фейсбук или возможность купить подписчиков на Фейсбук не потеряют своей актуальности. Также никуда не денутся другие методики продвижения по направлениям SEO и SMM. То есть новых возможностей не добавится, но имеющиеся точки взаимодействии с площадкой претерпят концептуальные изменения в плане финансовой деятельности.
Тем не менее, нужно понимать, что пока все это – лишь гипотетические ситуации. Буквально неделю назад, когда Visa, Mastercard, PayPal и Stripe еще оставались в деле, ситуация вообще выглядела иначе. Тогда обсуждалось не только упрощение внутренних транзакций площадки, но также внешние взаимодействия, в частности – вывод средств на банковские карты и переводы между счетами. Кроме того, вполне вероятно, что Виза и сотоварищи еще могут вернуться, раз они уже продемонстрировали себя ненадежными элементами, способными достаточно быстро менять свое мнение.
Кстати, это довольно интересный аспект ситуации, ведь действительно – изначально подтвердив сотрудничество на официальном уровне Виза, Мастеркард и остальные показали себя не с лучшей стороны, резко отказавшись от проекта. Понятно, что все эти перипетии никак не влияют на возможность купить лайки на Фейсбук и прочие механики платного продвижения. Однако следить за новостями все же стоит, так как потенциал у этих событий действительно непредсказуемый.