Напомним, что Минкомсвязи по указанию Президента РФ Владимира Путина официально заявил о проекте «Бесплатный интернет» сразу после традиционного президентского послания Федеральному собранию. Проект говорит, что в ближайшем будущем (конкретных сроков, само собой, нет) у российских пользователей появится возможность без оплаты услуг интернет-провайдера заходить на ряд площадок – государственных и негосударственных.
Перечень этих самых площадок пока не определен, из государственных в список, вероятно, войдут Госуслуги и официальные сайты ведомств, включая региональные. Но гораздо интереснее, что Николай Носков, к настоящему моменту уже экс-директор Минкома, еще на прошлой неделе обозначил «большую четверку». Так в СМИ окрестили четыре негосударственные сервиса, которые вероятнее всего станут бесплатными.
Помимо Вконтакте, в список также вошли Одноклассники, почтовые сервисы Яндекса и Мейла. Изначально информация была опубликована в «Известиях», но представители Минкомсвязи официально подтвердили, что такой список действительно существует. На данный момент предполагается оценить востребованность указанных сервисов у широких слоев населения.
Также в Минкомсвязи пояснили, что список является предварительным и в дальнейшем он может быть изменен. Если выбранные ресурсы будут признаны «социально значимыми», то зайти на них можно будет даже при нулевом балансе мобильного или интернет-счета. Критерии «социальной значимости», само собой, не заявлены.
Что изменится в продвижении на площадке?
Очевидно, что накрутка подписчиков Вконтакте, накрутка лайков в ВК и другие SMM-услуги по этому сервису не потеряют своей актуальности, и даже наоборот. Ведь если Вконтакте действительно сделают бесплатной площадкой, то число ее активных пользователей в единицу времени вырастет в разы, и даже трудно сходу сказать, какие это будут цифры.
Для всех, у кого в ВК коммерческий аккаунт, откроются двери к по-настоящему колоссальной аудитории. И не имеет значения, зарабатываете ли вы на рекламе, ведя любимый блог, или у вас группа интернет-магазина. Потому что возможность купить лайки Вконтакте и другие методы накрутки в любом случае становятся в разы эффективнее в ответ на увеличение аудитории.
Что касается самих механизмов, то сразу они точно не изменятся. То есть алгоритмы ранжирования и прочие внутренние параметры сервиса останутся прежними. Увеличится активность пользователей, но технически на продвижение это никак не повлияет. Другой вопрос, что администрация ВК вполне может ввести некоторые изменения, исходя из бесплатности сервиса. Сейчас трудно представить, что это может быть, но очевидно, что столь масштабные перемены не могут не иметь последствий.
Подводные камни, или Почему не стоит торопиться с выводами?
Накрутка репостов Вконтакте, накрутка опросов Вконтакте, накрутка подписчиков в ВК – все эти услуги гарантированно никуда не денутся и не потеряют эффективности. Потому что речь идет о базовых показателях активности в группе или на личной странице пользователя. Все это актуально для любой социальной сети и вообще – онлайновой площадки, включая, например, видео-хостинги и сервисы потокового вещания.
Нюанс в том, что если площадка действительно станет бесплатной и общедоступной, это очевидным образом повлечет за собой финансовые потери для ее руководства. Будет ли ВК каким-то образом компенсировать это? Вероятно, будет, учитывая, что таргетинговая реклама в последние годы тут буквально на каждом шагу и даже «адблоки» не всегда с ней справляются.
Накрутить 1000 подписчиков Вконтакте будет и дальше стратегически верным решением, вот только не появится ли на площадке что-то вроде премиального доступа? Ведь такие уже давно есть на Твиче и Ютубе и практика лишь набирает обороты. Понятно, что социальная сеть – это совсем другое дело, но с теми же Одноклассниками таких вопросов не возникает. Там засилье рекламы не столь очевидно и сама площадка куда лояльнее к пользователям.
Ближайшие прогнозы
Минкомсвязи обещает дать более подробную информацию «в ближайшее время». Тем не менее, учитывая, что идею проекта выдвинул Президент, в этом году какие-то решения однозначно будут приняты. Что ждет ВК, если площадку сделают бесплатной – вопрос с тысячью граней. Но накрутка лайков и подписчиков Вконтакте, накрутка опросов ВК и прочие SMM-решения будут по-прежнему актуальны. Даже станут эффективнее, как мы показали.
То есть на самом деле пока невозможно дать каких-то конкретных прогнозов. Сейчас важно понимать, что социальные сети – это исключительно гибкий рынок, он быстро реагирует на любые внешние «раздражители» и адаптируется через нововведения и изменение функционала. Поэтому в 2020 году нас вполне возможно ждут масштабные перемены.