Набор электронных стикеров «Ждун» долгое время был самым популярным среди всех платных стикеров ВК, да и сегодня он все еще востребован и активно используется в беседах. Вот только в ближайшее время набор может исчезнуть – как из продажи, так и из пользовательских архивов.
Это связано с тем, что Вконтакте не имел и не имеет права на использование образа Ждуна. Напомним, что этого забавного парня придумала Маргрит ван Бреворт, художница из Голландии. Компания CD Land сходу подсуетилась и заключила с ван Бреворт договор, став лицензиатом торговой марки и образа Ждуна на территории Российской Федерации.
То есть никто, кроме CD Land не имеет права использовать Ждуна. Компания может передавать лицензию на основании соответствующего договора, но на данный момент ни с кем таких договоров не подписано. В связи с этим в CD Land отметили, что неоднократно предлагали ВК урегулировать вопрос и просто лицензировать стикер, но команда социальной сети просто проигнорировала все письма. В итоге, позавчера в Арбитражный суд Петербурга поступил соответствующий иск.
Юрий Цейтлин, президент CD Land, пояснил, что иск подан, но пока не направлен в производство. Также Цетлин отметил, что размер иска составляет 5 миллионов рублей. Чем закончится этот интересный сюжет – пока совершенно непонятно.
О стикерах и продвижении
Для владельцев ВКшных групп, которые активно продвигаются, используя в том числе накрутку подписчиков на страницу Вконтакте, накрутку подписчиков в группу Вконтакте, накрутку друзей Вконтакте и другие SMM услуги, ситуация со Ждуном вроде бы не касается. Однако многие используют стикеры в рекламных целях, потому что это крайне эффективно. Хотя в действительности не все даже знают об этом аспекте продвижения, да и технически это непросто – нужно найти хорошего художника, разработать концепцию, сделать стикеры, пройти проверку в ВК, загрузить стикеры на площадку…
Тем не менее, бренды, которые это сделали, скажут вам, что решение верное и однозначно стоит затраченных усилий, даже если сделать стикеры бесплатными. Собственно, именно по направлению брендирования известных торговых марок платных стикеров вообще нет – Контекс, Лейс, Сбербанк как примеры. Кот от Сбербанка вообще один из самых популярных стикерных наборов среди бесплатных. Плюс – и Сбер и Контекс, и многие другие регулярно выпускают новые стикеры в форме беседы с пользователем от лица искомого персонажа.
То есть авторские стикеры – явление яркое и исключительно полезное для продвижения, даже в бесплатной форме. Строго говоря, платными именно рекламные стикеры вообще нет смысла нет, потому что здесь стоит задачи не заработать, а максимально распространить продукт среди аудитории. Учитывая «диалоговый» формат выхода новых стикеров, получается еще и своеобразный интерактив и по статистике все это отлично работает. Да и не только по статистике, с кошкой от Контекс даже ваш покорный слуга регулярно общается…
Правовой статус
Накрутка друзей Вконтакте, накрутка лайков Вконтакте, накрутка репостов Вконтакте – все это в сочетании с SEO и генерацией регулярного и уникального контента составляет основу продвижения в ВК. Однако, как мы только что убедились на конкретных примерах, стикеры тут тоже могут помочь, тем более, что на этом поле конкуренция пока вполне вменяемая. Что же касается юридической стороны вопроса, то здесь все прозрачно.
Набор стикеров, как предмет интеллектуальной собственности, принадлежит его автору или бренду. Вконтакте выступает лишь площадкой для реализации этого самого предмета. Разумеется, площадка берет себе процент с продаж, если набор стикеров платный. Но объективно механизм идеально простой, справедливый и выгодный для всех, так что ситуация со Ждуном, по сути, нонсенс. При этом сам то набор распространяется бесплатно, а его автор – некий Алексей Ящер, вряд ли заключал какие-то договоры с CD Land.
Тем не менее, бесплатное распространение Ждуна не отменяет того факта, что образ требует официального лицензирования, если используется на подобных площадках. Само собой, здесь туча всяких юридических нюансов, которыми, надо думать, сейчас активно занимаются специалисты соответствующего отдела ВК. А чем закончится эпопея – действительно интересно.
Пока же накрутка опросов Вконтакте, возможность купить лайки Вконтакте и другие SMM услуги гораздо востребованнее, чем работа со стикерами. Хотя стикеры – это в любом случае скорее бонус и делать на них особый упор, тем более в первые месяцы активного продвижения, не имеет смысла. С другой стороны, если подобная мысль все же возникла и планируется к реализации, то все юридические вопросы лучше решить заранее и не оставить экивоков. Чтобы не сложилась ситуация, как со Ждуном, в которой, как ни крути, приятного мало.